История района

Палласовский район расположен на северо-востоке Волгоградской области. На севере граничит со Старополтавским районом, на востоке-с Казахстаном, на юге — с Астраханской областью, на западе — с Николаевским, Быковским и Ленинским районами.

27 февраля 1921 г. был образован Торгунский район, а декретом ВЦИК от 15 мая 1923 г. он переименован в Палласовский с административным центром в с. Палласовка АССРНП, названного в честь ученого Петра Симона Палласа. Указом ПВС СССР от 7 сентября 1941 года в состав Сталинградской области были переданы из бывшей Республики немцев Поволжья семь районов, в том числе Палласовский. 27 июля 1950 г. к нему был присоединен ликвидированный тогда Кайсацкий район, а затем 15 июля1953 г.- и Эльтонский. В 1963 г. произошло укрупнение районов, в состав Палласовского района полностью вошёл и Старополтавский район, однако 4 марта 1964 г. он вновь приобрёл самостоятельность. В это же время решением Волгоградского облисполкома в целях укрупнения сёл были упразднены 140 хуторов, население которых было переселено в ближайшие сёла. Указом Президиума ВС РСФСР рабочий посёлок Палласовка 30 июня1967 г. преобразован в город Палласовка. Площадь территории района 10700 кв.км, население 47 тысяч 400 человек.

В годы Великой Отечественной войны на территории района дислоцировалось несколько авиаполков 8-й воздушной армии. В Палласовке располагался тогда филиал Каминского военного авиационного училища. Здесь 18 сентября 1942 г. в одном из воздушных боёв над Палласовкой курсант училища Сергей Танов таранил немецкий самолёт, но и сам погиб в этой схватке. На месте гибели ему установлен памятник.

Палласовцы гордятся своими земляками, прославившимися в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Более 3000 человек награждены орденами и медалями. За трудовой подвиг 1252 человека награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

2 сентября 1943 г. нашему земляку Петру Александровичу Дранко, лично сбившему 10 самолётов и 2 в групповом полёте, совершившему 198 боевых вылетов, присвоено звание Героя Советского Союза, Рядовые Едиханов Абдулла Измайлович и Машков Михаил Иванович стали полными кавалерами ордена «Славы».

Трудящиеся Палласовского, Кайсацкого и Эльтонского районов в годы войны внесли достойный вклад в дело победы над врагом. В 1941 году, вместе с мобилизованными из Средней Азии, они вручную, днями и ночами, в любую погоду, выполняя задание Государственного комитета обороны, прокладывали нефтепровод Астрахань-Саратов, имевший важное стратегическое значение. С досрочным завершением этой оборонной стройки многие специалисты народного хозяйства названных районов влились затем в трудовые коллективы двух нефтеперекачивающих станций.

В тревожные летние дни 1942 г. на домах и школах, общественных зданиях райцентра и пос. Эльтон появились надписи, призывающие граждан отстоять родной Сталинград. Сотни колхозников, рабочих, служащих, домохозяек, подростков и стариков Житкура, Эльтона, Красной Деревни и других населённых пунктов вышли на сооружение оборонительных рубежей. В эти дни на территории Эльтонского района в сёлах Кочергин, Марс, Вишнёвка, Эльтон и Житкур строились 5 аэродромов. Для этого было мобилизовано 2932 человека, снаряжено 682 подвода, трудящимися выработано 17966 человеко-дней. Строительство аэродромов завершилось в течение 45 дней.

По постановлению Государственного комитета обороны на территории района в течение одного месяца 1942 г. было построено шесть железнодорожных разъездов, что вдвое увеличило пропускную способность на участие железной дороги Саратов-Баскунчак. Самое активное участие в строительстве приняли жители района.

В период Сталинградской битвы железнодорожники узла ст. Палласовка проявили массовый героизм, беспримерную самоотверженность, мужество и доблесть. Машинисты депо водили поезда с оборонными грузами. Под непрерывными бомбежками они своевременно доставляли на фронт вооружение и боеприпасы. В этом им помогали все железнодорожные службы. За образцовое выполнение боевых заданий и мужество командованием Южного фронта награждена группа железнодорожников, среди которых машинист И.М. Тучин (орден Красной Звезды), путевой обходчик К.Я. Цема (медаль «За отвагу»), стрелочница О. П. Бородачева и помощник машиниста паровоза А.Д. Кузьменко (оба награждены медалями «За боевые заслуги») и многие другие. Большая группа была награждена медалями «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.».

5 ноября 1943 г. по представлению командования фронта начальнику ст. Палласовка Георгию Григорьевичу Латунову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большой вклад в дело Победы внесли также железнодорожники станции Эльтон, Кайсацкая и разъездов.

В годы войны сельские труженики района также помогали одолеть врага, обеспечивая фронт продовольствием. Они сдали государству более 1 млн. пудов зерна, 72 тыс. пудов мяса, 2 млн. 600 тыс. литров молока, 63 тыс. кг шерсти и другой сельскохозяйственной продукции. В Фонд обороны они передали только по займам и денежно-вещевым лотереям около 10 млн. руб. Кроме того, ими было собрано на строительство танков, самолётов и восстановление Сталинграда 400 тыс. руб. Отправлено в качестве подарков фронтовикам 12 т муки, 12 т печёных изделий, 12 т мяса, мясных продуктов и жиров, около 3 тыс. пар шерстяных варежек и носков, 243 пары валенок, много полушубков, ватных брюк и фуфаек, сотни шапок-ушанок и других вещей. Трудящиеся района отправили фронтовикам также около 6 тыс. индивидуальных посылок. Немалую помощь они оказали и семьям фронтовиков.

Подвиг палласовцев в Великой Отечественной войне никогда не померкнет в наших сердцах.

Основной призыв военнообязанных в Палласовском районе был осуществлён в 1941-1942-1943 гг. Количество воинов, призванных (мобилизованных) Палласовским РВК в период 1939-1945 гг., составило 13583 человека Людские потери района в 1941-1945 гт. составили 4115 человек.

Наибольшие потери район понёс в 1942-1943 годах — 2974 человека.

В районе установлено 15 памятников воинам, погибшим при бомбардировках и умершим от ран в госпиталях во время Сталинградской битвы. Памятники находятся в хорошем состоянии.

На территории района дислоцировалось тогда 24 госпиталя.

С 25 сентября 1942 года по 25 декабря 1943 года станция Палласовка входила в состав действующей армии и относилась к прифронтовой зоне.

В послевоенные годы район пережил бурное экономическое развитие. В марте 1954 года начинается освоение целинных и залежных земель. Район принимает сотни первоцелинников, идут эшелоны с новой техникой. Распахано 227 тысяч гектаров целины. В 1958 году получен рекордный урожай: 10 млн. пудов зерна. Большая группа работников сельского хозяйства отмечена высокими правительственными наградами. Звания Героя Социалистического Труда удостоены Затрудни В.А., Беленко П.А., Бухарев А.И., Терехов В. Я.

Второй целиной в развитии сельского хозяйства района стало строительство обводнительно-оросительной системы. За 10 лет работы площадь орошаемых земель в 1981 году составляла 27598 га. Полупустынный в прошлом район стал крупным поставщиком зерна в области. В 1978 году Палласовский район сдал государству 525 тыс. тонн зерна, что является наивысшим показателем за всю историю края.

На сегодняшний день основу экономики района составляет производство и переработка сельскохозяйственной продукции — зерна, продукции животноводства.

На территории района расположены бесценные природные заповедники. Это и Сморогдинский минеральный источник, пологая гора Улаган, знаменитая биологическая балка. А озеро Эльтон — истинная гордость района. Оно не только необычайно красиво, но и уникально по своим целебным свойствам. Здесь с 1910 года открыта грязелечебница в санатории «Эльтон». Эльтонский ландшафтный заповедник в настоящее время преобразован в Эльтонский природный парк. В поселке Кумыска с 1924 года действует Палласовский туберкулезный санаторий.

Районным центром является город Палласовка. Сегодня это красивый современный город с большим числом памятников истории и культуры, школ, библиотек и музеев.